Существуют ли сегодня вузы в России, которые обучают гейм-дизайну? На каких программах высшего образования есть возможность получить компетенции гейм-дизайнера?
Сегодня профессия гейм-дизайнера становится все более востребованной, поскольку игровая индустрия активно развивается, а новые технологии виртуальной и дополненной реальности все активнее проникают не только в игры, но и в образование, индустрии культуры и другие сферы. В каких вузах обучают гейм-дизайну, какие существуют профильные программы высшего образования в этой области, расскажем в этой статье.
Чем занимается гейм-дизайнер
Гейм-дизайнер — это специалист, который участвует в создании игр. В функции гейм-дизайнера входит не только создание и анимирование визуальных образов персонажей игры: он придумывает и концептуально развивает содержание, логику и механику игры, становится связующим звеном между разработчиками, игроками и продюсерами.
Гейм-дизайнер создает мир, в который будут потом играть миллионы людей. Он должен на 100% знать, каким должен получиться финальный проект, при написании технического задания учесть мельчайшие подробности будущей игры и донести это до команды разработчиков. В этой профессии нужен и талант, и вдохновение, и огромное количество знаний.
Стоит ли учиться на гейм-дизайнера
Гейм-дизайнер — это ключевая позиция в игровой индустрии, очень высокооплачиваемая и перспективная профессия. Гейм-индустрия активно развивается, огромное количество областей (например, образование), нуждаются в геймификации. Поэтому профессия гейм-дизайнера будет оставаться актуальной и востребованной в будущем.
По данной специальности спрос обычно превышает предложение на рынке труда. Название должности может звучать по-разному:
- Junior Game Designer
- 3D-аниматор в game
- Гейм-дизайнер
- Game Designer
- Senior Game Designer
- Lead Technical Game Designer
Среднегодовые зарплаты гейм-дизайнеров за рубежом могут составлять от $70 000 до $150 000.
По данным портала «Яндекс.Работа» на 30.07.2020 года, в России было около 60 вакансий для гейм-дизайнеров, 29 из которых с указанием уровня оплаты труда. По этим вакансиям средний уровень оплаты труда для данной профессии составляет 78 241 руб. Конечно, более половины этих вакансий — в Москве. Однако есть также вакансии в Санкт-Петербурге, Перми, Самаре, Новосибирске и других городах России.
Рис. 1. Количество вакансий в сервисе «Яндекс.Работа» на 30.07.2020 года с указанием заработной платы: группировка по уровню оплаты труда.
В каких вузах и на каких программах можно получить образование, которое поможет стать высококлассным гейм-дизайнером
Сегодня в вузах уже есть программы высшего образования, «заточенные» под профессию гейм-дизайнера. Например, программа бакалавриата «Гейм-дизайн и виртуальная реальность» в НИУ ВШЭ, Москва и еще в нескольких вузах России. Во время обучения студенты проходят все этапы разработки игры, от оформления изначальной задумки, создания сюжета игры, игрового процесса и игрового мира до релиза и монетизации готового продукта. Цель программы — подготовить «архитекторов „Матрицы“»: профессионалов, готовых работать во всех областях игровой индустрии, включая креативные, содержательные, аналитические и экономические процессы.
Выпускники этой программы получают важные компетенции, которые позволят уже после окончания вуза выполнять множество разных задач в области гейм-дизайна:
- разрабатывать идейную основу игры;
- составлять концепцию проекта;
- составлять и редактировать дизайн-документ;
- выполнять корректировку идейной основы игры;
- контролировать процесс разработки в части игрового дизайна;
- участвовать в составлении технической спецификации игры;
- планировать и проводить рекламную кампанию.
Программа бакалавриата «Анимация и компьютерная графика (компьютерные игры)» в Санкт-Петербургском государственном университете промышленных технологий и дизайна также максимально сфокусирована на формировании компетенций гейм-дизайнера.
Программа дает навыки работы в графических пакетах растровой и векторной компьютерной графики и веб-дизайна, техники графики, рисунка, особенностей, техники и принципов создания окружения и персонажей компьютерных игр.
В ходе обучения студенты изучают следующие профессиональные дисциплины:
- Технический рисунок
- Основы этики современного дизайна
- Информационные технологии
- Искусство коллажа
- Цветоведение и колористика
- Шрифты и типографика
- Компьютерная графика и дизайн
- Программное обеспечение двухмерной графики для компьютерных игр
- Композиция в графике
- Пластическая анатомия
- История культуры
- Основы операторского мастерства
- История дизайна, науки и техники
- Анимация в игровой графике
- Концепт-арт окружения, архитектуры, объектов и персонажей
- Техника графики и принципы современного дизайна
- Специальные технологи
- Искусство фотографии
- Технические инновации в графическом дизайне
- Программное обеспечение трехмерной графики для компьютерных игр
- Режиссура в игровой графике
- Дизайн интерфейса в игровой графике
- История, технология и классификация компьютерных игр
В Екатеринбурге получить профессию гейм-дизайнера можно на программе специалитета «Художник анимации и компьютерной графики» в Уральском государственном архитектурно-художественном университете.
Эта программа готовит студентов к творческой и художественной деятельности: они овладевают практическими навыками в рамках различных видов изобразительного искусства, методами и средствами проектной и компьютерной графики, средствами визуализации, получают знания в области педагогики. Программа в большей степени сфокусирована на визуализации. Для уверенности в профессии после ее окончания придется закончить курсы режиссуры, веб-дизайна, изучить специфику гейм-дизайна. Однако этот вариант является — отличная база для профессии гейм-дизайнера.
В Москвоском «Политехе» есть 2 программы бакалавриата: «Программное обеспечение игровой компьютерной индустрии» и «Информационные технологии в медиаиндустрии и дизайне». У первой программы фокус — на программировании. Поэтому после окончания нужно будет также отдельно освоить дизайн и визуализацию. Тем не менее, эта программа позволит понять технологию создания игры и научиться более точно ставить технические задания разработчикам. Во второй программе есть блок дисциплин в области дизайна, однако она дает компетенции и в области программирования, и в области дизайна. Это позволяет выпускнику самостоятельно решать ряд вопросов дизайна и разработки, более эффективно управлять всеми рабочими процессами создания игры.
Фокус на разработке (программировании) — также у программы Университета ИТМО в Санкт-Петербурге «Компьютерные технологии в дизайне». Однако программа ИТМО, кроме дисциплин по разработке и программированию, включает в себя внушительный блок дисциплин по выбору студена в области дизайна:
- Введение в историю искусств / введение в мировую художественную культуру
- Разработка веб-приложений / разработка графических приложений
- История искусств / мировая художественная культура
- Полиграфический дизайн / системы вёрстки
- Архитектурная графика / твердотельное моделирование
- Мультимедиа технологии / основы видеомонтажа и постобработки
Будущему гейм-дизайнеру могут быть также интересна программа специалитета в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения:
Ее выпускники получат исключительные навыки в области режиссуры, понимание механики анимации, компьютерной графики, овладеют 3D-технологиями и технологиями виртуальной реальности. Однако технологию разработки (программирования) придется осваивать отдельно.
Тем, кто планирует заниматься гейм-дизайном и геймификацией образования, будет полезна программа Российского государственного гуманитарного университета (Москва) «Прикладная информатика в гуманитарной сфере». Она формирует у студентов навыки профессионального использования современных информационных технологий в различных областях гуманитарных наук, образования, культуры и социальной сферы. Особое внимание уделяется технологиям мультимедиа (художественному 3D-моделированию и анимации, нелинейному видеомонтажу, компьютерной обработке звука, виртуальной реальности), инженерии гуманитарных знаний и технологиям информационного общества. Учебный план программы бакалавриата сочетает в себе фундаментальное гуманитарное образование с практическим освоением современных информационных технологий, включая технологии интернета.
Хорошей базой для развития в профессии гейм-дизайнера также может оказаться программа бакалавриата РТУ МИРЭА (Москва) «Разработка и дизайн компьютерных игр и мультимедийных приложений». Студенты изучают такие дисциплины:
- Программирование на языке Java
- Программирование на языке Python
- Анализ и концептуальное моделирование систем
- Технология разработки программных приложений
- Проектирование информационных систем
- Дизайн цифровых продуктов
- Разработка мобильных приложений
- Системы захвата движения и отслеживания объектов
- Системы захвата лицевой мимики
- Инструментальные средства разработки функционала и дизайна компьютерных игр и мультимедийных приложений
- Искусственный интеллект в игровых приложениях
- Разработка многопользовательских игр и клиент-серверных систем
- Геймдизайн и проектирование компьютерных игр
- Разработка игровых и мультимедийных приложений расширенной реальности и многие другие.
Эта программа формирует у студентов навыки профессионального использования современных информационных технологий в различных областях гуманитарного знания, игровой индустрии. Особое внимание уделяется технологиям мультимедиа и гейм-дизайна (3D-моделированию, технологиям работы с анимацией и видео, компьютерной обработке звука, виртуальным реконструкциям, технологиям искусственного интеллекта). Большое внимание уделяется освоению компьютерной графики и анимации, воспитанию вкуса и развитию художественно-эстетических навыков, формирование визуальной культуры.
Получить высшее образование по программе бакалавриата «Анимация и иллюстрация» можно в двух вузах: НИУ ВШЭ (Пермь) и Курский государственный университет. Выпускники этой программы научатся создавать анимационное 2D- и 3D-кино, компьютерные игры, рекламу, интернет-сайты, видео-инсталляции, ТВ-заставки, иллюстрации и комиксы, дополненную реальность. В ходе обучения студент может выбрать то направление, которое считает более подходящим для самореализации: мультипликация, мультимедийный дизайн, гейм-дизайн, иллюстрация или создание спецэффектов.
Полезной для будущего гейм-дизайнера также будет программа бакалавриата «Дизайн в медиаиндустрии», по которой можно получить высшее образование в Санкт-Петербургском государственном университете промышленных технологий и дизайна, НИУ МЭИ и в Санкт-Петербургском государственном университете кино и телевидения. В процессе обучения по этой программе студент осваивает широкий спектр знаний и овладевает практическими навыками, в том числе:
- изучает дисциплины, обеспечивающие получение классического художественного образования;
- получает знания и умения, позволяющие ему добиться творческих успехов и достичь высокого профессионального уровня в таких областях, как дизайн декораций в театральных постановках и в съемочных павильонах, дизайн интерьера, дизайн костюма, архитектурно-стилевой дизайн, рекламный дизайн, компьютерные технологии в дизайне, технологии 3D-моделирования, захват движения Motion Capture и анимационное моделирование, мультимедийные технологии в дизайне, дизайн web-коммуникаций, анимация и компьютерная графика;
- осваивает методы и средства проектирования дизайн-проектов, художественных образов культурно-массовых, телекоммуникационных мероприятий (форумов, конференций, фестивалей, выставок), интерьерных и ландшафтных композиций (выставочных экспозиций, мультимедийных развлекательных центров, киноконцертных комплексов, конференц-центров, музейных инсталляций).
Для тех, кто уже получил высшее образование первой ступени, есть программа магистратуры «Дизайн. Системный гейм-дизайн» в НИУ ВШЭ (Москва). Особую роль в рамках обучения тут играют академические исследования видеоигр и теория гейм-дизайна, поэтому программа рассчитана не только на тех, кто уже умеет создавать видеоигры и планирует «прокачать» знания по теории, но и тех, кто привык считать себя гуманитарием или «теоретиком», хотя при этом мечтает открыть для себя мир видеоигр и игровой индустрии.
Профессиональные дисциплины по этой программе:
- Теория и практика гейм-дизайна: эвристический метод
- Освоение игровых «движков» и прототипирование (различные этапы)
- История и теория видео-игр
- Теория и практика гейм-дизайна: эвристический метод
- Проект
- Технологии
- Арт-практика / Райтинг
- История и теория
- Работа над ВКР: системный гейм-дизайн (различные этапы)
- Академический райтинг
- Структура и дизайн презентации
Вы также можете самостоятельно ознакомиться с программами бакалавриата и специалитета на гейм-дизайнера и программами магистратуры по гейм-дизайну. Если вы планируете поступать в колледж, можете посмотреть программы колледжей на гейм-дизайнера.
Если вы решили стать гейм-дизайнером, ознакомьтесь внимательно с каждой программой, проанализируйте их учебные планы, требуемые предметы ЕГЭ и экзамены, проходные баллы, требования к творческим экзаменам в вузе — и выберите для себя оптимальный вариант получения высшего образования.
Обзор подготовила Алла Носкова, генеральный директор «Поступи Онлайн»